Стали известны подробности соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАСом. О том, что получили стороны, чем им пришлось пожертвовать, какие обязательства они взяли на себя, пишет
Курсор.
Вступившее вчера в силу соглашение о долговременном прекращении огня между Израилем и ХАМАСом базируется на египетско-палестинской инициативе и поддержано международным сообществом. Оно основано на принципах перемирия, достигнутых в ноябре 2012 года после операции «Огненный столп».
Согласно договоренностям, в течение ближайшего месяца стороны будут обсуждать при посредничестве египтян наиболее проблематичные пункты соглашения: об освобождении заключенных, строительстве воздушного и морского портов в Газе и разоружении экстремистских формирований.
Те же самые пункты перемирия предлагались Египтом еще 15 июля, однако ХАМАС и «Исламский джихад» тогда их не приняли.
Главный пункт нынешнего договора предусматривает немедленное и не ограниченное по времени прекращение огня.
Обязательства Израиля
Израиль дал согласие на возобновление работы КПП (большинство из них работали даже во время операции «Нерушимая скала»), позволив также доставку в Газу строительных материалов, необходимых для восстановления анклава. Кто будет осуществлять контроль за поставками, пока не ясно.
Договоренности предусматривают расширение зоны рыболовства с 3 до 6 морских миль (ХАМАС настаивал на 3).
В том случае, если ХАМАС не нарушит соглашение о прекращении огня, Израиль отведет свой контингент из зоны безопасности, образованной во время «Нерушимой скалы».
Обязательства ХАМАСа
ХАМАС пока дал согласие по двум пунктам, оба из которых не имеют отношения к Израилю. Во-первых, организация не станет возражать против контроля за КПП в Рафиахе со стороны администрации Абу-Мазена, а во-вторых, - против того, что восстановлением Газы займется объединенное правительство Палестинской автономии (ФАТХ и ХАМАС).
Как пишут израильские СМИ, договор по сути дела вернул стороны к ситуации, наблюдавшейся до «Нерушимой скалы». Именно поэтому не потребовалось обсуждение договора военно-политическим кабинетом. В этом случае премьер-министр и министр обороны имеют полномочия самостоятельно утвердить такого рода соглашение.
Эксперты также отмечают, что, по египетскому варианту договора, ни одна из сторон не получила преимуществ. Главные требования ХАМАСа (порты и освобождение заключенных) и Израиля (демилитаризация Газы) остались за рамками нынешнего соглашения.
В дипломатическом плане Израиль добился преимущества только в том, что не позволил Катару и Турции сыграть какую-либо роль в достижении соглашения.