В Израиле официально родилась новая община, которая не уступает в древности еврейскому народу. Спустя многие годы борьбы за признание их особой этнической идентичности, первый христианин-маронит – 2-летний Яаков Халуль из галилейского поселка Гуш-Халав (Джиш) – получил документ, в котором в графе национальность значится «арамей», сообщил сайт
Новости Израиля.
В понедельник, 20 октября, министерство внутренних дел записало 2-летнего Яакова Халуля, жителя деревни Гуш-Халав, «арамейцем». Таким образом, сын руководителя общины арамейцев-христиан, капитана запаса ЦАХАЛа Шади Халуля стал первым признанным государством представителем этой нации.
Исправленный документ был выдан ребенку после того, как 16 октября министр внутренних дел Израиля Гидеон Саар утвердил решение Кнессета о том, что теперь в израильских паспортах можно указывать в качестве национальности «арамеец».
Община арамейцев насчитывает несколько сотен человек. Представители общины живут в Нижней Галилее. Накануне учебного года министр просвещения Шай Перон утвердил программу преподавания арамейского языка в средней школе в Гуш-Халав.
Шади Халуль, получая документы своего сына, заявил, что в Израиле устранена историческая несправедливость по отношению к арамейцам-христианам, которые находятся в тяжелой ситуации в нынешних условиях Ближнего Востока. Он также заявил, что этим решением МВД выбило почву из-под ног арабских депутатов, утверждавших, что национальные и религиозные меньшинства в Израиле подвергаются дискриминации.
Чтобы быть признанным не арабом, а арамеем, нужно владеть арамейским языком, и быть прихожанином в одной из христианских церквей – Маронитской, Греческой православной, Греко-Католической, Сирийской католической и Сирийской православной.
Христианская арамейская ассоциация заявила, что Израиль только выиграет от этого решения, и видит в нем осуществление мечты, за которую они боролись многие годы.
Арабы-мусульмане, напротив, считают, что создание новой идентичности вобьет клин между ними и христианами и создаст излишнюю напряженность в галилейских деревнях и городах, где сосуществуют обе общины. Отец «первого» арамея капитан Шади Халуль (глава Форума христиан-офицеров ЦАХАЛа), которого цитирует Times of Israel, назвал «расистами» арабских депутатов Кнессета, противящихся выделению арамеев в отдельную общину. «Они отрицают существование национальных меньшинств в регионе, – сказал он. – В новом законе нет ничего от принципа «разделяй и властвуй», в котором они обвиняют израильское правительство».
Следует отметить, что создание общины арамеев в Израиле проходит на фоне полного физического уничтожения радикальными исламистами христианского и арамейского меньшинства в Ираке и Сирии. Это, по всей видимости, послужило катализатором образования нового этноса арамеев в Израиле. Процесс отделения и отдаления ближневосточных христиан от мусульман, с которыми их связывало языковое родство, идет во всех странах ближневосточной диаспоры. Так, ливанские христиане настаивают на своей финикийско-арамейской идентичности.
Интересно, что в 30-60-е годы прошлого века христиане были в первых рядах арабских светских националистических движений, таких таких как партия Баас в Сирии и в Ираке (Мишель Афлак). Чем-то похоже на надежды евреев, участвовавших в XX веке в европейских левых партиях. И те, и другие надеялись, что социальная борьба вне общинных рамок принесет им равноправие и безопасность. Время развеяло эти надежды.