Мировые новости
Большая Тбилисская синагога. Фото evrofilm.com
|
В Грузии снимают документальные фильмы о героях, спасавших евреев во время войны
10.12.2014, Холокост По инициативе грузино-израильской торговой палаты, недавно начались съемки двух документальных фильмов о тех грузинах, которые в годы Холокоста рисковали и жертвовали своей жизнью, спасая от верной гибели евреев. Рабочее название лент – «Грузинские Шиндлеры», сообщила «Трибуна».
Один из инициаторов съемок Ицик Моше сообщил, что первый короткометражный фильм будет целиком посвящен Серги Метревели, который спас несколько еврейских семейств. Съемки же второго фильма начнутся после того, как специально созданная экспертная группа изучит в деталях вклад трех грузин – Григола Перадзе, Михаила Кедия и Сабы Клдиашвили в дело спасения евреев.
Тем временем издание «Резонанс» опубликовало на своих страницах биографии всех четырех «грузинских Шиндлеров». В этой статье историк и политолог Игорь Квеселава пишет: «Грузинские эмигранты сыграли большую роль в освобождении тысяч соотечественников из немецких лагерей для военнопленных».
Среди них был Михаил Кедия, сын министра безопасности Грузинской Демократической Республики, просуществовавшей с 1918 по 1921 год. Когда немцы в оккупированном Париже упразднили официальное грузинское представительство, возникла необходимость срочно найти человека, который мог бы защищать интересы грузинских эмигрантов. Эта миссия и была возложена на Михаила Кедия. Помимо того что он долгое время жил в Германии, его другом был бывший посол Германии в Грузии в период ее независимости граф Фридрих фон Шулленберг. Эти обстоятельства сыграли решающую роль.
После оккупации Франции нацисты арестовали проживавших в Париже грузинских евреев. В их числе оказался бывший заместитель министра финансов Грузинской Республики Иосиф Елигулашвили, один из организаторов вывоза за границу сразу после прихода к власти большевиков грузинской национальной сокровищницы: драгоценных религиозных реликвий и произведений искусства.
Благодаря вмешательству Михаила Кедия и других представителей грузинской эмиграции удалось добиться освобождения Елигулашвили, после чего он влился в ряды борцов за освобождение соотечественников – как грузин, так и евреев из Грузии. Необходимо, однако, отметить, что Михаил Кедия был убежденным антикоммунистом, и к СССР, и к роли России в истории Грузии относился враждебно.
В иерусалимском музейном мемориальном комплексе Яд Вашем увековечен и грузин Серги Метревели, житель Кисловодска. В августе 1942 г., когда гитлеровцы приблизились к городу, Серги Метревели помог спастись нескольким еврейским семьям – 16 дней он вел группу беженцев по горным тропам, чтобы достигнуть безопасной «гавани» в родной грузинской деревне Уцера.
Имя же Сабы Клдиашвили связано, в первую очередь, с событиями октября 1905 г. В историю Одессы день 20 октября вошел как день еврейских погромов. Проживавший в городе Саба Клдиашвили выступил с призывом противостоять вандализму. Он присоединился к колонне обреченных на смерть евреев, которые с торой в руках шли к месту казни. Когда жандармы уже приготовилась открыть огонь, Саба Клдиашвили вышел из рядов со словами: «Я грузин, сын своего народа, который никогда не устраивал погромы другим народам, защитим этих безоружных людей!» Заслонив собой других, он был сражен тремя пулями в голову. По другой версии, Саба Клдиашвили погиб от пуль жандармов, когда выводил семью евреев с заднего двора их дома, спасая от погромщиков.
И по сей день широкой публике даже в самой Грузии мало что известно о жизни и подвиге священнослужителя и историка Григола Перадзе. В 1922 году он был отправлен в Берлин для получения теологического образования. Григол изучил более двенадцати языков, получил докторскую степень, читал лекции в Бонне и Оксфорде. Увезенная святым Эквтиме Такаишвили во Францию грузинская сокровищница была спасена именно благодаря Григолу Перадзе.
Когда фашисты уже оккупировали почти всю Европу, им стало известно, что в одном из французских банков хранится большое богатство маленькой страны – Грузии. Для оценки этого имущества они пригласили Григола Перадзе как известного ученого и эксперта. Отец Григол заявил фашистам, что это имущество не представляет никакой ценности, оно дорого только для самих грузин, как национальное творчество их народа. Фашисты поверили известному ученому и оставили драгоценности в покое.
Григол часто скрывал преследуемых фашистами евреев. Давал им приют и пищу, за это и был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Освенцим. Согласно воспоминаниям узников, отец Григол вступился за многодетного еврея, которого фашисты собирались отправить в газовую камеру. Последними словами архимандрита Григола были: «У тебя есть дети, у меня – нет. Моя смерть предпочтительнее твоей».
Такова судьба сподвижников немецкого промышленника Оскара Шиндлера, трудоустроившего на своем предприятии 1200 евреев – узников концлагерей, и тем самым спасшего их от смерти.
Наверх
|
|