На этой неделе в Междисциплинарном центре в Герцлии состоялась конференция, посвященная Арабской мирной инициативе. В конференции приняли участие специалисты по Ближнему Востоку, а также два бывших руководителя израильской внешней разведки «Мосад» – Дани Ятом и Шабтай Шавит, которые предостерегли израильские власти от дальнейшего откладывания возобновления переговоров с палестинским руководством и призвали их принять Арабскую мирную инициативу за основу будущего мирного процесса, пишет сайт
NEWSru.co.il.
Дани Ятом, возглавлявший израильскую разведку с 1996 по 1998 годы, а до того – командующий Центральным военным округом, привел на конференции данные Общей службы безопасности (ШАБАК), согласно которым за последние пять месяцев в Иудее и Самарии и в Восточном Иерусалиме заметно возросла «террористическая активность» – от метания камней до нападений с применением огнестрельного оружия. За этот период было совершено около 1300 таких нападений – то есть в среднем от восьми до девяти атак в сутки. По сравнению с тем же периодом прошлого года число нападений выросло более, чем вдвое. Согласно палестинским опросам, 4 из 5 палестинцев поддерживают недавние автомобильные теракты и теракты с применением холодного оружия. 86% палестинцев верят, что Храмовой горе угрожает опасность, исходящая от евреев. 67% убеждены, что в ходе операции «Нерушимая скала» ХАМАС победил ЦАХАЛ. 56% палестинцев поддерживают вооруженную интифаду, а 62% хотят видеть на Западном берегу ХАМАС.
По мнению Ятома, в 2003-2008 годах занимавшего кресло депутата Кнессета от партии «Авода», эти данные говорят о том, что, если израильский политический истэблишмент не вернется к идее «двух государств для двух народов» и не приложит усилия к тому, чтобы урегулировать отношения с палестинцами, Израиль может ожидать третья интифада. Как утверждает Ятом, двунациональное государство, к которому приведет аннексия территорий, уничтожит саму идею еврейского государства. Учитывая то, что сейчас на территории «от Иордании до моря» проживают 6 миллионов евреев и 4,5 миллиона арабов, а в будущем число евреев и арабов будет равным, Израиль, по прогнозу Ятома, перестанет быть еврейским государством с арабским национальным меньшинством.
Шабтай Шавит, занимавший пост директора «Мосада» с 1989 по 1996 год и, в отличие от Ятома, не занимавшийся впоследствии политической деятельностью, высказался на конференции еще более резко. «Путь партии «Байт Иегуди» ведет к апартеиду и установлению теократического режима», – заявил Шавит, по мнению которого глава этой партии Нафтали Беннет «ничего не смыслит в международных отношениях и политике».
«Голосование на ближайших выборах является критически важным. Важнее, чем на всех предыдущих выборах, поскольку именно эти выборы определят будущее Израиля», – подчеркнул Шавит и объяснил, что на выборах в Кнессет 20-го созыва будет решено – станет ли Израиль теократическим государством, подвергающим себя опасности уничтожения, или у еврейского государства будет шанс урегулировать арабо-израильский конфликт и заняться решением внутренних социальных и экономических проблем.
Как считает Шавит, основную опасность для будущего Израиля представляет партия «Байт Иегуди», которая, если не будет «подавлена» на ближайших выборах, на следующих – может возглавить израильское правительство. Шавит, как и Ятом, убежден, что аннексия территорий приведет к уничтожению еврейского государства. Кроме того, односторонние действия палестинских властей на фоне бездействия и агрессивных высказываний израильского руководства приводят к еще большей изоляции Израиля – как политической, так и экономической, полагает он.
Шабтай Шавит привел в своем выступлении данные о том, как повлияет региональное урегулирование конфликта на израильскую экономику. Согласно анализу группы экономистов во главе с бывшим генеральным директором министерства финансов Яромом Ариавом, в первые 10 лет после заключения мирного соглашения с палестинцами и прекращения инвестирования в поселения, в государственный бюджет добавятся 365 миллиардов шекелей.
Отметим, что оба бывшей руководителя «Мосада», а также специалисты по Ближнему Востоку, принимавшие участие в конференции, считают Арабскую мирную инициативу наилучшим выходом из создавшейся ситуации, при которой все прямые переговоры между Израилем и Палестинской администрацией заходили в тупик.
Арабская мирная инициатива зародилась в 2002 году, в разгар «интифады Аль-Аксы», в марте представители государств-членов Лиги арабских государств подписали в Бейруте предложение, выдвинутое принцем Саудовской Аравии Абдаллой (последние девять лет он является королем Саудовской Аравии и одним из самых влиятельных лидеров арабского мира). Тогда в столицу Ливана для обсуждения «инициативы Абдаллы» прибыли лидеры лишь 10 из 22 стран-членов ЛАГ – не было не только Ясира Арафата, но также лидеров Египта, Иордании, Ливии, Ирака и т.д. О том факте, что «саудовская инициатива» изначально натолкнулась на неприятие со стороны многих арабских лидеров, участники конференции в Герцлии не вспоминали. Однако упоминалось о том, что ХАМАС встретил инициативу в штыки и за день до подписания документа был осуществлен теракт в отеле «Парк» в Нетании, в ответ на который Израилем была начата операция «Защитная стена». Эти события отвлекли внимание мирового сообщества и израильского правительства от принятия ЛАГ Арабской инициативы. В марте 2007 года, на саммите ЛАГ в Эр-Рияде, инициатива была ратифицирована арабскими странами. В марте 2013 года в Катаре члены ЛАГ вновь ратифицировали инициативу с небольшими изменениями.
Если изначально Арабская инициатива подразумевала полное отступление Израиля к границам 1967 года, возвращение Голанских высот и «справедливое решение проблемы палестинских беженцев» в обмен на официальное завершение арабо-израильского конфликта и установление дипломатических отношений с Израилем, то позднее речь зашла об «обмене территориями».
Израильские власти не выступали с официальной реакцией на Арабскую мирную инициативу, однако считалось, что Иерусалим не готов ее обсуждать, поскольку не намерен подчиняться диктату арабских стран. В 2014 году саудовцы заявили, что считают Арабскую мирную инициативу, которая, согласно заявлению ЛАГ, все еще в силе, не окончательным вариантом, продиктованным Израилю, а «базой для переговоров».
По официальной версии, израильские правительства не вели переговоры со странам ЛАГ об Арабской мирной инициативе, однако, как заявил присутствовавший на конференции бывший заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон, в 2002 году была предпринята попытка встретиться с советником принца Абдаллы Аделем Аль-Джубэром (тот отклонил предложение израильтян, заявив, что для такой встречи еще не пришло время). Аялон добавил, что попытки обсудить Арабскую мирную инициативу предпринимались также правительством Эхуда Ольмерта, однако провалились, «и не только по вине израильтян».
Согласно мнению присутствовавших на конференции израильских специалистов по Ближнему Востоку – таких, как доктор Шауль Шай и доктор Михаль Яари, – Саудовская Аравия в 2002 году выдвинула свою мирную инициативу, чтобы укрепить свои отношения с США, а также для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Как подчеркивает Яари, мир для саудовцев является не целью, а средством для укрепления правящей династии, положения государства на Ближнем Востоке и экономического процветания. Теракт 11 сентября 2001 года, в котором 15 из 19 террористов были подданными Саудовской Аравии, подорвал Эр-Рияда и Вашингтона. Помимо этого, стабильность в регионе является залогом стабильности на рынке энергии, который, в свою очередь, обеспечивает стабильность правящей саудовской династии. Для установления стабильности в регионе и противостояния Ирану и таким экстремистским течениям как «Исламское государство», Саудовской Аравии необходим союз с американцами и Израилем. Все это и является движущей силой для продвижения саудовцами Арабской мирной инициативы, несмотря на то, что ситуация вокруг Храмовой горы делает невозможным прямой диалог между Израилем и Саудовской Аравией, позиционирующей себя лидером суннитского мира, отмечает Яари.
По мнению Дани Ятома и Шабтая Шавита, Израиль должен рассмотреть Арабскую мирную инициативу по нескольким причинам. Во-первых, угроза Ирана и «Исламского государства» не менее актуальна для Израиля, чем для Саудовской Аравии, и Израилю нужны союзники не только на Западе, но и на Ближнем Востоке. Во-вторых, Арабская инициатива может способствовать не только урегулированию палестино-израильского конфликта, но и урегулированию ситуации в регионе. И, самое главное, по мнению экс-глав «Мосада», состоит в том, что переговоры с палестинцами при посредничестве американцев оказались несостоятельными, а посредники в лице арабских государств могут оказать на Махмуда Аббаса реальное давление.
В качестве подтверждения последнего пункта Шабтай Шавит вспомнил конференцию в Каире в 1994 году, когда во время подписания Каирского соглашения между Арафатом и Рабином, Арафат отказался ставить свою подпись, и Мубарак в прямом эфире громко сказал: «Подписывай, собака!» И Арафат подписал.