Мировые новости
Фото пресс-службы АП Украины
|
Петр Порошенко выступил на траурной церемонии почтения памяти жертв Бабьего Яра
30.09.2016, Холокост
Президент Украины Петра Порошенко выступил 29 сентября на траурной церемонии почтения памяти жертв Бабьего Яра, : полный текст.
Сегодня мы собрались, чтобы еще раз с глубокой болью вспомнить и прочувствовать трагизм страниц прошлого. Прошлого, кстати, не такого уж и давнего... Трудно поверить, что такое массовое и жестокое убийство произошло не в темные века дикого средневековья, а посреди двадцатого века – цивилизованного, просвещенного, европейского.
События, которые мы сегодня скорбно вспоминаем, относятся сразу к нескольким большим книгам: истории Украины, истории Второй мировой и истории еврейского народа.
«Бабий Яр – это трагедия всего человечества, но произошла она здесь, на украинской земле. И поэтому украинец не имеет права забывать о ней так же, как не должен забывать о ней и еврей. Бабий Яр – это наша общая трагедия, трагедия, прежде всего, еврейского и украинского народов», – это мнение великого украинца Ивана Дзюбы. Высказано оно пятьдесят лет назад, когда только за слово «еврей», сказанное в этом месте, могли и посадить.
Бабий Яр – это братская могила невинных мирных людей разных национальностей: евреев, украинцев, русских, цыган и многих других.
Но все мы четко понимаем, что Бабий Яр – это одна из самых глубоких ран, одно из самых тяжелых воспоминаний о Холокосте, это беспрецедентная в истории человечества катастрофа, о попытке физически истребить весь народ с корнями, углубленными в Библию. В этом смысле с Бабьим Яром соизмерим разве что Аушвиц.
Евреям нацисты ставили в вину сам факт их существования. В Бабьем Яру были убиты практически все евреи Киева, все, которые остались в городе, кто не ушел на фронт и не уехал в эвакуацию. Поэтому понятно, что жертвами в основном были старики, женщины, малые дети.
Буквально на днях услышал очень трогательный рассказ о пятилетнем еврейском мальчике, который по дороге смерти все время спрашивал у мамы: «Мама, ну почему ты меня туда ведешь? Я же утром тебя слушался и съел всю кашу, а ты мне обещала, что нас не будут убивать».
Представьте себе, около полутора миллионов украинских евреев уничтожены нацистами. Это – четверть всех мировых жертв Холокоста. Холокост – трагедия планетарного масштаба. Это – преступление не только против отдельного народа, а против всего человечества.
В годы Второй мировой войны украинцы тоже понесли многомиллионные потери, и мы очень хорошо знаем, как годами и десятилетиями болят сердца и души за павшими родными и близкими.
Нет семьи в Украине, которая бы не пострадала во время Второй мировой войны.
Поэтому в Бабьем Яру будет создан Мемориал Холокоста. Сегодня утром я обнародовал эту инициативу, и спасибо за мощную поддержку, за тот отклик, который она сразу же нашла в сердцах многих.
Тяжело рассказывать, как все здесь происходило 75 лет назад. Впрочем, а есть ли вообще надобность в словах, когда здесь до сих пор стонет земля, плачет небо, дрожат деревья? Когда и по сей день слышны крики мертвых, память о которых прошу всех присутствующих, и не только здесь в Бабьем Яру, но и всех, кто нас смотрит, почтить минутой молчания.
В Талмуде сказано: «Кто погубил хотя бы одну жизнь – погубил целый мир, а тот, кто спас хотя бы одну жизнь – этот мир спас». Поэтому в памяти останутся прежде всего многочисленные примеры солидарности со своими еврейскими соседями и земляками. Более чем двум с половиной тысячам украинцев Яд ва-Шем присвоил звание «хасидей уммот ха-олам» - высокое звание Праведников народов мира.
Хотя смертная казнь грозила всякому, кто спасал евреев. В течение последнего десятилетия сотни украинцев заслуженно получили от независимой Украины высокие государственные награды за спасение соотечественников от Холокоста.
Сотни лиц названы «Праведниками Бабьего Яра». Первыми среди них стали православный священник Алексей Глаголев и члены его семьи.
На мой взгляд, очень красноречивым является пример подвижнической деятельности митрополита Шептицкого – духовного пастыря, украинского националиста и гуманиста, который писал, что «наивысшая степень любви – отдать жизнь за брата, потому что каждый ближний является братом и членом человеческой семьи». Стараниями владыки Андрея и его брата архимандрита Климентия сотни евреев нашли приют в греко-католических монастырях Галичины. Среди спасенных Шептицкими – маленький мальчик Адам, который впоследствии станет министром иностранных дел Польши Ротфельдом. И львовский раввин Давид Кахане, который напишет позже в «Дневнике львовского гетто», что только сам взгляд митрополита добавлял уверенности: «Оставайся, здесь тебе помогут, и ничего с тобой не случится».
Нам есть кем гордиться. Нам, украинцам. Однако были и такие, за кого больно и стыдно, и этого тоже не вычеркнуть из национальной памяти. Такие, которых имел в виду Зеев Жаботинский, человек, родившийся в Украине, когда писал, что каждый народ имеет право иметь своих мерзавцев. По этому поводу в прошлом году я недвусмысленно высказался, выступая в Кнессете, и мои оценки – в силе. Коллаборационисты оставили свой след почти во всех оккупированных нацистами странах Европы, но не они олицетворяют свои народы!
А кто-то был просто равнодушным... Очевидно, что масштабы Холокоста могли бы оказаться меньшими, если бы на него не пытались закрыть глаза, если бы не сдерживали еврейскую иммиграцию. Обо всем этом с горечью рассказывала в своих мемуарах также уроженка Украины, будущий премьер-министр Израиля Голда Меир.
Много кто смог бы спастись, если бы мир демонстрировал должную солидарность, если бы правительства большинства стран того времени не закрыли хладнокровно двери перед евреями.
Урок Бабьего Яра – это напоминание о страшной цене политической и моральной близорукости. Это – воспоминание о том, что потворство агрессору лишь разжигает аппетит. Подобного рода трагедии невозможны в условиях демократии, они свойственны только авторитарным и тоталитарным режимам. Для этих режимов жизни – ничто, а люди – лишь винтики в смертоносной машинерии диктаторов-параноиков.
Я много размышлял над тем, почему в течение многих лет советская власть сначала замалчивала трагедию Бабьего Яра, а потом пыталась растворить ее еврейскую составляющую в общем мартирологе Второй мировой. Не потому ли, что Сталин в глубине своей черной души поддерживал так называемое окончательное решение еврейского вопроса? Только после победы над нацизмом гильотина репрессий запустилась снова, первыми, на кого упало ее лезвие, был Еврейский антифашистский комитет, так называемые безродные космополиты и врачи-вредители. Только смерть Сталина спасла евреев СССР от депортации, подобной той, которую пережили крымские татары и другие этносы.
Кстати, именно сегодня Верховный суд России принял ксенофобское решение о запрете Меджлиса. Так вот дело Сталина живет.
Преемники вождя сохранили антисемитизм как элемент государственной политики. Но вместо политики физической ликвидации сделали ставку на уничтожение еврейской идентичности как таковой. При этом десятилетиями Москва поставляла и поставляет оружие тем, кто мечтает сбросить Израиль в море.
Итак, трагедия Бабьего Яра – это предупреждение всему человечеству, что любой режим, который имеет за ничто права и свободы человека, несет в себе угрозу для самой человечности. Нашим моральным долгом является точно не допустить повторения преступлений против человечества и человечности.
Такая перспектива, на первый взгляд, выглядит нереальной. Но если лидеры некоторых стран в основу своей политики кладут борьбу за так называемую историческую справедливость, которой любил обосновывать свои преступления сам Гитлер... Если международное право снова растоптано сапогом агрессора... Если нынешняя ООН иногда напоминает тогдашнюю Лигу Наций... Если аннексию Крыма в обратном переводе на немецкий российская пропаганда прямо называет аншлюсом...
Если все так, то где гарантия, что мы застрахованы от повторения других трагических страниц недавнего прошлого? Особенно, принимая во внимание всплеск религиозной, расовой или национальной нетерпимости, рецидивы антисемитизма даже в тех странах, где все эти позорные явления, казалось бы, давно и безвозвратно искоренены? И разве не может не беспокоить повсеместный рост популярности ультраправых ксенофобских политических сил?
Трагические события прошлого требуют от нас воспитывать новые поколения на принципах уважения человеческого достоинства, толерантности. Именно так мы поступаем у нас, в Украине. У нас сформировалась политическая нация, которая на началах патриотизма, пережитого в прошлом, непростых вызовов современности и веры в общее европейское будущее прочно сплотила людей разных этносов, языков и исповеданий. Сплотила вокруг основополагающих ценностей – свободы, независимости, демократии, прав человека.
Еврейская община бок о бок с другими гражданами Украины решительно встала на защиту нашей общей Родины. Мы, украинцы, очень высоко ценим это и никогда не забудем.
Гармония – вот каким словом можно лаконично описать нынешние отношения евреев Украины с другими этносами, ровно как и отношения нашей страны с Израилем.
Поэтому мы так близко к сердцу восприняли весть о смерти Шимона Переса – моего хорошего друга, большого друга нашего государства и политика мирового уровня. Через несколько часов я отбываю в Израиль, чтобы почтить память этого выдающегося политического деятеля современности.
Для нас чрезвычайно ценным является пример государства Израиль: его умение не просто выживать, а динамично развиваться в условиях постоянной внешней агрессии и при этом сохранять демократию; способность давать отпор террористической угрозе; способность строить инновационную экономику; опыт национально-культурного возрождения. Эта параллель глубоко историческая, ее в свое время проводила еще Леся Украинка: «І ти колись боролась, мов Ізраїль, Україно моя».
Современная Германия, сбросив с себя оковы нацизма, стала одним из флагманов Европейского Союза, одной из самых развитых экономик мира и одним из самых толерантных обществ. Она – один из главных партнеров и союзников Украины сейчас. Союзников в борьбе с российской агрессией, и она делает колоссальный вклад в поддержку украинских реформ.
Мы, три народа, как и все украинцы, евреи и немцы, как и европейцы, с непростой историей отношений, с мучительным прошлым и тяжелыми травмами, сейчас демонстрируем нашу приверженность идеалам и принципам демократического и толерантного мира. Мира, в котором нет места войнам, таким геноцидам, как Холокост и Голодомор. Где нет места расизму, нетерпимости, диктатуре, этническим чисткам.
Never again. Никогда больше – такова наша общая позиция.
Сегодня мы только начинаем мемориальные мероприятия. В течение ближайших двух лет вспомним, почтим и помянем всех, кто пал в этой земле: евреев, цыган, представителей украинского национально-освободительного движения, пленных красноармейцев.
Преклоним головы в память о жертвах Бабьего Яра!
Вечная память невинно убиенным.
Слава праведникам-героям, которые рисковали собственной жизнью ради спасения тех, кому грозила смерть.
Пусть мир и согласие навсегда воцарятся на земле свободной Украины, Европы и всего мира!
Слава Украине!
Наверх
|