Мировые новости
Письмо-предупреждение украинских историков по поводу планов сооружения Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»
29.03.2017, Холокост
28 сентября 2016 г. в дни 75-й годовщины трагедии Бабьего Яра в Киеве было торжественно объявлено о намерении создания Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Инициаторами проекта стали российские миллиардеры украинского происхождения Павел Фукс, Михаил Фридман и Герман Хан и украинский олигарх Виктор Пинчук.
В начале февраля 2017 г. в Киеве состоялось заседание экспертов – историков Холокоста, преимущественно иностранных, которые обсуждали проект концепции будущего мемориала ).
Проект, в том виде, в каком о нем известно из общедоступной информация, вызвал ряд существенных возражений известных украинских историков – специалистов по истории евреев Украины, Холокоста, Второй мировой войны, исторической памяти и межнациональных отношений. Свою позицию они изложили в совместном письме, адресованном своим коллегам, выбранных в качестве экспертов Мемориального центра.
Ниже приводим полный текст письма-обращения:
Уважаемые коллеги,
7–8 февраля этого года вы приняли участие в собрании экспертов, организованном Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр». В связи с этим мы хотим довести до вас нашу общую позицию.
1. Мы полностью поддерживаем идею создания в столице Украины Мемориала с музейной, научной и образовательной составными, посвященного истории и памяти о Холокосте – самой страшной странице в истории еврейского народа и одном из самых ужасных геноцидов прошлого века.
2. Мы считаем неприемлемым возведение мемориального центра в самом Бабьем Яру или на территории одного из бывших кладбищ. На сегодня, по имеющейся информации, сооружение центра планируется именно на участке разрушенного в советское время Еврейского кладбища, что подтверждают все исторические карты.
3. Мы считаем искусственным выделение т.н. «Холокоста от пуль» из общей истории Холокоста в Европе. Если такой подход будет принят, это станет очередной попыткой на уровне исторической памяти возродить единое советское цивилизационное пространство и таким образом использовать болезненную тему Холокоста для продвижения неоимпериалистических идей «русского мира».
4. Украинские земли во время Второй мировой войны были оккупированы разными государствами, а преследование и уничтожение евреев происходило здесь разными способами. В частности, до четверти из 1,5 млн. погибших украинских евреев были убиты в нацистских лагерях смерти на оккупированной территории Польши.
5. Поэтому мы считаем правильным посвятить будущий музей всей истории Холокоста, что поставит его на уровень мировых центров такого рода. Вместе с тем, и Музей истории Холокоста в Украине должен быть вписан в контекст истории Второй мировой войны и Холокоста в Европе, что будет содействовать комплексной инкорпорации этой проблематики в новую историческую память украинского народа.
6. Еврейская трагедия превратила Бабий Яр в мировой символ Холокоста, а евреи составили свыше двух третей из 90–100 тыс. расстрелянных и похороненных здесь жертв. Вместе с тем, во время нацистской оккупации Бабий Яр стал местом расстрела не только евреев, а всех, кого нацисты считали своими врагами: ромов, украинских националистов, советских военнопленных и подпольщиков, узников Сырецкого концлагеря, заложников и душевнобольных. После войны Бабий Яр стал территорией техногенной Куреневской катастрофы, а также местом борьбы за право увековечить память жертв Холокоста.
7. Поэтому мы считаем ошибочными попытки ассоциировать Бабий Яр исключительно с историей Холокоста, игнорируя другие жертвы и другие драматические моменты его истории. Такой подход лишь заострит войну памятей, которая уже много лет ведется на территории Бабьего Яра.
8. Хотя история уничтожения евреев Киева, очевидно, должна стать ключевой темой Музея Бабьего Яра, мы считаем, что музей Холокоста и музей Бабьего Яра должны быть отдельными учреждениями, которые раскрывают разные аспекты и разные контексты трагической истории ХХ в.
Мы надеемся, что вы как наши коллеги поймете и поддержите нашу позицию и донесете ее до основателей и руководителей Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр».
С уважением,
Геннадий БОРЯК, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ
Максим ГОН, д.пол.н., проф., Ровенский государственный гуманитарный университет
Петр ДОЛГАНОВ, к.и.н., Ровенский государственный гуманитарный университет
Наталия ЗИНЕВИЧ, к.и.н., Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАНУ
Олег КОЗЕРОД, д.и.н., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ
Александр ЛЫСЕНКО, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ
Александр МАЙБОРОДА, д.и.н., проф., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ
Иван МОНОЛАТИЙ, д.пол.н., проф., Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника
Виталий НАХМАНОВИЧ, историк, Музей истории г. Киева
Татьяна ПАСТУШЕНКО, к.и.н., Институт истории Украины НАНУ
Иван ПАТРИЛЯК, д.и.н., проф., Киевский национальный университет им. Т. Шевченко
Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ, к.и.н., Украинский центр изучения истории Холокоста
Елена СТЯЖКИНА, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ
Олег СУРОВЦЕВ, к.и.н., Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича
Игорь ТУРОВ, д.и.н., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ
Михаил ТЯГЛЫЙ, историк, научный журнал «Холокост и современность: Студии в Украине и мире»
Наверх
|